Афазия

Виды афазии, причины и коррекция афазии

Что такое афазия? Насколько эта патология речи серьезная? Формы афазии: моторная, сенсорная и тотальная афазия. Коррекция афазии в Алматы. Каковы причины развития афазии? Поддается ли афазия коррекции? Можно ли помочь взрослым с афазией, или насколько успешно афазия поддается коррекции у детей? Подробные ответы на все эти вопросы вы узнаете в этой статье.

Афазия – одно из сложных отклонений речи органического, центрального происхождения. Нарушение, в отличие от других отклонений, вызвано повреждением участков мозга, отвечающих за речь. Причинами такого поражения могут стать ухудшение циркуляции крови в мозгу, черепно-мозговые травмы, ревматоидные пороки сердца, тромбоэмболия, инсульты и др. Афазия обычно развивается у людей в преклонном возрасте, но также может постигнуть молодых и детей.

При афазии могут наблюдаться частичные нарушения речи или полная ее утрата.

Термин «АФАЗИЯ» происходит из греческого языка. Частичка «а-» означает отрицание, «фазис» - речь.

Афазия появляется, когда у человека уже полностью сформировалась речь в результате поражения речевых участков мозга: лобных, темяных, височных долей.

 

Причины возникновения афазии

Основные причины возникновения афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • кровоизлияния;
  • воспаление, инфекционные заболевания мозга (менингиты, энцефалиты);
  • опухолевые образования;
  • ухудшение циркуляции крови в мозгу в результате проблем с сосудами.

Тяжесть нарушений речи зависит от:

  • обширности повреждений;
  • особенностей ухудшения циркуляции крови в тканях мозга;
  • состояния участков мозга, воспринимающие на себя функции пораженных центров.

 

Формы афазии

Изучая афазию, ученые, среди которых А. Р. Лурия, Э. С. Беин, В. М. Коган, выделили следующие формы афазии:

  • моторная афазия – больной теряет способность говорить;
  • сенсорная афазия – ухудшается понимание речи;
  • тотальная афазия – больной не может ни говорить, ни понимать речь.

Чаще всего афазия развивается уже у взрослых людей, но не редки случаи появления данной патологии у детей. Наиболее распространена моторная и сенсорная детская афазия.

 

Моторная афазия

Моторная афазия является самой распространенной. Она возникает при повреждении речедвигательного центра Брока.

Эта форма характеризуется полной или частичной потерей способности разговаривать.

Человек с моторной афазией хорошо понимает речь. Однако он не может выговаривать сложные слова и правильно их связывать в предложения. Большинству моторных афазиков удается произносить случайные слоги, обрывки предложений. Обычно сохраняются наиболее часто используемые слова. Больному удается произносить отдельные слоги и несложные предложения, часто в речи появляются вставные слова, например «вот», «это». Подобное расстройство еще известно, как эмболфразия (эмбол – вставление, фразис – речь).

Большинство людей, страдающих моторной афазией не способны на спонтанную речь. В результате повреждения речевого центра Брока нарушается пусковой механизм и человек теряет способность воспроизводить звуки, строить слоги, слова. Но в то же время большинство больных хорошо понимают речь.

Дети с моторной афазией, как правило, не теряют способности различать цифры, буквы, могут складывать из разрезанной буквенной азбуки различные слова, свое имя, фамилию. Такие дети осознают свою проблему и обычно из-за этого сильно переживают. Такие дети очень самокритичны и при осознании собственной беспомощности. У них развивается депрессия, которая может усиливаться, если ребенка не понимают.

 

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия – данное нарушение развивается на фоне плохого восприятия речи. Патология появляется при повреждении центра Вернике.

Человек с сенсорной афазией слышит речь, но не понимает. Такое состояние сравнимо с тем, когда вы слышите иностранный язык.

Существует несколько стадий сенсорной афазии. Нарушение восприятия может касаться чужой и собственной речи. Отсутствие понимания может касаться также отдельных структур или быть всеобщим и глубоким. Еще одна проблема – человек с сенсорной афазией забывает уже изученные слова, что усложняет лечение. Из-за проблем фонематического слуха больной человек теряет контроль над собственной речью, при том, что никаких проблем с моторикой и с речевым центром в головном мозгу нет. Однако полноценной речевой деятельности препятствует:

  • отсутствие слухового контроля;
  • проблемы с пониманием речи.

Дети, страдающие сенсорной афазией, значительно отстают от своих сверстников в плане словесной репродукции. Отмечаются сильные искажения в разговоре, встречается парафазия (подмена букв, слогов или слов). Более того, сенсорная афазия сопровождается расстройством письма и чтения. Ребенок перестает узнавать написанные им же слова, может различать буквы, но не может понять смысл всего слова, фразы, предложения. При сенсорной афазии ритмика и мелодика речи обычно не нарушена.

Отличие афазии от других нарушений речи

Афазия от других расстройств речи отличается:

  • при афазии, в отличие от дислаллии, помимо нарушения произношения, больной теряет способность понимать слова;
  • в отличие от дизартрии, при афазии отсутствуют проблемы с подвижностью языка. Активность артикулярного аппарата при дизартрии постоянно ограничена; 
  • тугоухость – ухудшение слуха, при афазии нет слуховых отклонений;
  • при афазии у ребенка отмечается задержка психического развития. Оно носит вторичный характер, поэтому не стоит путать данное нарушение с умственной отсталостью.

Коррекция афазии

Выделяют два направления коррекции афазии: медицинское и логопедическое.

Медицинское лечение афазии заключается в лечении пораженных участков мозга при помощи лекарственных препаратов. Медицинское лечение должно проходить строго под контролем медиков.

Логопедическая коррекция афазии заключается в проведении специализированных занятий с больным. Практика показывает, что дети намного лучше поддаются обучению, чем взрослые.

К сожалению, не всем взрослым с афазией удается избавиться от нарушения. В противовес этому нарушение у детей намного лучше поддается коррекции и сравнительно за короткий срок удается полностью избавиться от патологии. Но родителям стоит помнить, что чем раньше начать, тем меньше вероятность появления вторичных нарушений.

Исправление афазии проводится с применением различных приемов, направленных на растормаживание речевой системы. Одна из лучших методик в данном направлении заключается в пополнении активного и пассивного словарного запаса больного. Как правильно, коррекция моторной афазии у детей происходит в виде индивидуальных занятий. Нужно учитывать не только сложность патологии, но характер каждого ребенка. Более того, полученные навыки нестабильны, поэтому необходимо периодически закреплять пройденный материал.

 

Порядок коррекции моторной афазии

Логопедическая коррекция афазии включает в себя:

  • отработку артикулярных дифференцировок;
  • занятия, направленные на улучшение произношения;
  • развитие лексического запаса, занятия по улучшению понимания речи;
  • коррекция связности речи;
  • избавление от речевых и письменных дефектов.

Чтобы коррекция афазия была успешной, с самого начала важно развить навыки слухового анализа. Ребенок должен без труда выделять нужные звуки и определять позиции, в которых они находятся. Главная задача коррекции – оживление речевого анализатора. Поэтому, прежде всего, логопед работает с сохранными звуками.

На следующем этапе нужно восстановить отсутствующие звуки. Тщательно прорабатывается акустическая, артикулярная и графическая составляющая каждого звука. Весьма полезны занятия, суть которых заключается в сопряженном (вместе с логопедом) повторении речевых рядов, например, БА-ПА, ПА-БА и др.

В дальнейшем, по ходу занятий из слогов складываются слова, словосочетания. Если пациент уже учится в школе, то также курс исправления афазии дополнительно включает упражнения по улучшению навыков письма, весь устный цикл повторяется в письменном виде. При письменной коррекции речи каждое слово анализируется, раскладывается на звуки и на буквы, даются упражнения. Например, ребенку нужно найти и восстановить отсутствующую букву, ответить на вопрос в письменном виде, завершить слово и др.

 

Коррекция сенсорной афазии

Исправление сенсорной афазии проходит очень сложно, и весь процесс может длиться достаточно долго.

Коррекция сенсорной афазии включает:

  • развитие фонематического восприятия. Поначалу ребенку нужно распознать звуки на слух, например, шелест, стук;
  • восстановление понимания речи. На этом этапе проводится работа по улучшению произношения слов, схожих по звучанию, но с разным значением. Например, клубок-комок и т. п.
  • развитие умения анализировать речь на слух (свою и окружающих). Школьникам также даются письменные задания, а также упражнения по чтению.

Людям, страдающим сенсорной афазией, очень сложно воспринимать информацию слова на слух. Поэтому при воспроизведении материала устный диктант нужно сопровождать зрительной и графической информацией.

План коррекции сенсорной афазии разрабатывается индивидуально. Занятия разрабатываются исходя из этиологии, возраста ребенка, масштабов поражения участков мозга.

 

Растормаживание речи на начальных этапах развития афазии

Наиболее эффективным приемом устранения афазии и предотвращения усугубления проблемы является выведение на автоматический уровень речевых рядов путем выполнения таких упражнений, как пение, повторение фраз, договаривание предложения, скороговорки и др.

При растормаживании логопед полностью произносит предложение до последнего слова, выговаривая только один слог. Задача больного договорить последнее слово. Вначале логопед исследует пациента, определяет, что дается больному легче, глаголы, существительные, прилагательные.

Например: козочка блеет, а собачка … (лает); на дворе трава, на траве … (дрова); Лето, солнце, ... (жара); возьми спички, разожги … (огонь).

Также при растормаживании удается добиться весьма хороших результатов, используя поговорки. Например: без труда не вытащишь и рыбку из … (пруда).

Если у пациента подобные упражнения вызывают трудности, а чаще так и бывает, помогает песня. Логопед запевает и когда больной начинает узнавать песню, на его лице расплывается улыбка.

 

Диалогическая работа

Основной нашей работы в коррекции афазии является диалогическая речь.

Схема работы в данном направлении:

  • больной повторяет готовую фразу-ответ;
  • логопед подсказывает первые один-два слога, а больной должен завершить слово или фразу;
  • пациент должен выбрать одно или несколько слов из сказанных логопедом;
  • больной должен ответить на вопрос логопеда без подсказок.

Помните, афазия излечима.
Если у взрослых процесс восстановления проходит затруднительно и занимает много времени, то у детей афазия лечится достаточно быстро и эффективно. Использование эффективных приемов, песни, упражнений по договариванию значительно ускоряет процесс развития у пациента связной речи.

Наши логопеды-дефектологи, проводят логопедические занятия в Алматы по коррекции афазии, как у взрослых, так и у детей. Если нужна будет помощь, консультация – обращайтесь!