Речевые нарушения (афазии)

Что делать, если у близкого после тяжелой травмы или инсульта возникли нарушения речи? Коррекция и реабилитация нарушения речи после тяжелой травмы или инсульта. Формы афазии и методы коррекции. Насколько серьезна эта проблема и можно ли ее побороть? Как проходит лечение афазии? В этой статье даны ответы на большинство наиболее часто задаваемых вопросов.

Чаще всего речевые расстройства (афазии) появляются у людей, перенесших травмы головного мозга и инсульты. Проблема хорошо изучена, созданы эффективные методы диагностирования и коррекции нарушений. Современные методики позволяют заново сформировать навыки общения, при которых человек сможет стать полноценным челном общества, заниматься трудовой деятельностью без ощущения дискомфорта, вызванного речевыми изменениями.

Если говорить научным языком, афазия – системное расстройство речи, вызванное повреждением отдельных участков мозга, отвечающих за речь.

Наиболее полно афазию исследовал и описал А. Ф. Лурия. Он выделил семь форм:

  • эфферентная моторная (Брока) – нарушения фразовой речи;
  • афферентная моторная (артикуляторная);
  • динамическая (отсутствие речевой активности);
  • афазия сенсорная – больной не понимает или плохо понимает речь, как будто слышит иностранный язык;
  • акустико-мнемическая (расстройство слухоречевой памяти);
  • афазия семантическая – человек в целом понимает речь, но ему трудно воспринимать сложные логико-грамматические построения;
  • амнестическая афазия (нарушение зрительного восприятия букв или слов).

Многолетние исследования показали, сложность речевых нарушений, их форма напрямую зависят от нескольких факторов:

  • обширности повреждений мозга, месторасположения поврежденного участка;
  • характера нарушений кровообращения в тканях мозга;
  • состояния участков, перебирающих на себя функции поврежденных отделов.

Как показывает практика, при любой форме афазии страдают коммуникативные навыки. В сложных случаях человек полностью утрачивает способность общаться с помощью речи (вербально).

Нарушения коммуникации имеют не только внешние (когда человек не может общаться с другими), но и внутренние проявления, человек не может общаться с самим собой, он не понимает себя.

Афазия сопровождается целым рядом проблем:

  • человек не может понимать речь, или ему сложно ее понять;
  • возникают проблемы с повторением произнесенных слов кем-то другим;
  • больной путает название предметов, имена людей;
  • даже при сохранении моторики, человеку сложно строить сложные предложения;
  • ухудшается произношение, появляются расстройства письма;
  • с трудностью дается выполнения математических операций.

Афазия обычно сопровождается различными нарушениями функций коры головного мозга (агнозиями, апраксией). При данном расстройстве полностью изменяется мировоззрение, взгляды на семью и даже меняется отношение к самому себе.

 

Реабилитация больных с речевыми нарушениями

У людей с афазией речь не восстанавливается сама по себе. Курс восстановления включает помимо обычной лекарственной терапии и лечебной физкультуры, длительную реабилитацию. Все виды лечения должны проводиться комплексно.

Задача речевой реабилитации заключается не только в том, чтобы восстановить у человека коммуникативный способности. Главная ее цель – возвратить человека в общество как полноценного члена. Моя практика показывает, чем раньше начать занятия, тем выше темпы реабилитации и полнее восстанавливаются функции речи.

Чтобы достичь наибольших успехов, коррекцию афазии необходимо начинать в первые три месяца с момента ее появления. Занятиям необходимо уделять от трех часов в неделю на протяжении минимум пяти месяцев. Моя личный опыт и данные зарубежных специалистов показывают, чем выше интенсивность занятий (в разумных пределах), тем лучше результаты. При работе с некоторыми больными улучшения наблюдались и после шести месяцев занятий вплоть до двух лет.

Выбор конкретной реабилитационной методики зависит от периода заболевания. На разных этапах восстановления наилучшие результаты показываются различные методы лечения. Задачи каждого этапа реабилитации определяются планом лечения и зависят от серьезности расстройств.

Реабилитацию можно разделить на следующие этапы:

 

Реабилитация в остром и раннем периоде

На данном этапе больной обычно ведет себя пассивно и практически не участвует в процессе. При таких обстоятельствах основная задача логопеда – установить контакт с человеком, определить степень сложности нарушений речи. Также логопед изучает интеллектуальные возможности пациента, определяет его психоэмоциональное состояние.

Непосредственно в период после перенесения травмы или инсульта занятия больше напоминают сеансы психотерапии. Первые несколько сеансов проводятся шепотом.

Ранний период восстановления начинается с конца третей недели (обычно к этому времени вырисовывается основная форма афазии) развития заболевания и длится до пяти-шести месяцев. На этом этапе основная задача логотерапии – побороть основную форму афазии.

На ранних этапах используются следующие методики восстановления:

  • активизация участков мозга, отвечающих за слуховое понимание речи (применяется при любых типах афазии);
  • активизация эмоциональной составляющей речи. Используются пословицы, речевые ряды, наиболее востребованные в общении речевые обороты, песни, больному даются речевые задания и др. (методика используется при моторной афферентной и эфферентной афазии);
  • предупреждение аграмматизма (телеграфный стиль) – занятия направлены на то, чтобы стимулировать больного употреблять глагольную лексику;
  • активизация глобального чтения и письма.

Поздние, резидуальные этапы логотерапии

В поздний период логопедической реабилитации применяется метод компенсации. Восстановить речь в прежнем виде зачастую сложно, а иногда и невозможно, но можно поменять ее строение.

Как правило, способ проявления афазии отличается у каждого пациента. На это влияет культурный уровень, полученное образование, личностные характеристики человека, знание иностранных языков и др.

Очень часто у разных больных может проявляться один и тот же симптом афазии. Но механизмы его появления различны. Поэтому, несмотря на то, что внешне расстройства речи похожи, для каждого пациента необходимо разрабатывать индивидуальный план реабилитации.

На позднем и резидуальном периодах цели восстановления ставятся исходя из сложности речевых нарушений и их формы.

Методы коррекции афазии, используемые на позднем и резидуальном этапах:

При сенсорно акустико-гностической афазии

– на занятиях основное внимание уделяется восстановлению фонематического слуха (даются задания, в которых больному на слух нужно определить значение слов, схожих по звучанию, но разных по значению, проводятся занятия по произношению слов разных по ритму, звуковому рисунку и др.), лексической составляющей речи, чтения и письма, экспрессивной (эмоциональной) составляющей речи;

При акустико-мнестической афазии

При данной форме афазии главная задача логопеда – восстановить слухоречевую память, вернуть больному способность правильно излагать свои мысли в письменной форме;

При семантической афазии

Главная задача логопеда – научить пациента заново воспринимать и понимать эмоциональную составляющую речи;

При моторной афферентной афазии

На сеансах даются упражнения, способствующие преодолению кинестетической апраксии (нарушения мелкой моторики, при которой пациент не может выполнять сложные точные движения). Большинство заданий направлено на восстановление навыков письма и артикуляционной основы производства речи;

При моторной эфферентной афазии

Логопед строит занятия таким образом, чтобы научить больного ясно выражать свои мысли за счет правильного построения схемы высказывания, от планирования структуры слова до планирования отдельных фраз и высказываний.

При динамической афазии

Главная задача логопеда – помочь больному побороть инертность в речевых высказываниях, научить его правильно структурировать предложения. На занятиях динамический афазик выполняет задания на правильное построение речи (нужно восстановить порядок слов в неправильно построенных предложениях), учится правильно вести диалог, пересказывать тексты (с помощью наводящих вопросов и ключевых слов), словами описывает происходящее на картинках и др.

 

Важную роль в реабилитации речевых расстройств отыгрывает эмоциональная составляющая. Как правило, из-за перенесения тяжкой болезни и неспособности выражать свои мысли, общаться с другими, даже самыми близкими людьми, человек испытывает сильные душевные терзания, может впасть в депрессию, что только усложняет процесс лечения. Для поддержания хорошего морального духа (это залог успешной борьбы с болезнью) больному как воздух нужны ободряющие беседы, формирующие у пациента правильную самооценку и мотивирующие на продолжение занятий.

Чтобы восстановить речь, требуется намного больше времени, чем для улучшения общего самочувствия. Человеку нужно на протяжении первых двух лет периодически проходить лечение в стационаре (не менее одного-двух месяцев на протяжении года), регулярно заниматься в поликлинике. Для закрепления полученных знаний каждые два-три месяца делается перерыв. Продолжительность реабилитации составляет не менее двух-трех лет.

Логопедическая работа при афазии – долгий и тернистый путь. Успешная борьба с афазией возможна только при активном сотрудничестве врача, логопеда, и, конечно же, желание пациента. Не последнюю роль играет и настрой близких больного. Восстановление после инсульта или травм головного мозга возможно только при тщательном планировании лечения и профессиональном подходе. Процесс должен быть интенсивным и одновременно учитывать отдельные факторы, такие как возраст пациента, его мотивация, соматические болезни и др.

Если нужна будет помощь - обращайтесь!