Как избежать конфликтов со школой?
Школа. Переоценить ее значение в жизни ребенка просто невозможно. Ведь годы учебы – это не только приобретение знаний и учебных умений, но и настоящая «школа жизни», где дети получают навыки общения, учатся сосуществовать в социуме, усваивают нормы поведения и морали, совершают ошибки, делают выводы, учатся находить решения своих проблем, находят друзей, «строят» модели взаимоотношений с окружающими (как детьми, так и взрослыми) и формируются как личность. Путь это труден и тернист. И не обходится он без конфликтных ситуаций.
Иногда конфликты происходят между детьми, но нередки случаи и конфликтов между ребенком и школой – в лице преподавателей или администрации. Как же быть в этом случае родителям? Как вести себя, если на вашего ребенка жалуются учителя? Какой линии поведения следует придерживаться при общении с ребенком? Чью сторону принять? Как найти общий язык с педагогами? Можно ли вообще избежать школьных конфликтов или хотя бы свести их к минимуму?
Эти вопросы задают себе все родители, которым хоть раз доводилось выступать в качестве «третьей стороны» в конфликте «учитель - ученик». Не стоит даже говорить, что от того, как поведут они себя в этой ситуации, зависит очень многое. И, прежде всего, отношения с собственным ребенком. Найти правильный выход из подобных непростых ситуаций и предупредить (насколько это возможно) их появление в дальнейшем помогут наши советы и рекомендации.
Советы психолога по разрешению конфликтов в школе
• До начала диалога со школой спросите себя: что в этой ситуации зависит лично от меня? Каков может быть мой вклад в решение той или иной проблемы?
• Не требуйте от школы больше, чем она может вам дать. Школа – это часть жизни ребенка. У первоклассников – большая, у выпускников – меньшая... Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок жил интересной жизнью и вне школы, тогда возможные школьные неуспехи не будут столь разрушительны для его личности.
• Учителя – как и все люди – разные. Не обобщайте и не переносите свое недовольство на весь коллектив школы. Наверняка среди педагогов есть те, с кем вы вполне найдете общий язык.
• При возникновении неприятной ситуации, связанной с вашим ребенком, помните, пожалуйста, что вы самый главный человек, от которого ваш ребенок ждет поддержки при общем “разборе полетов”. Ваша задача здесь - прояснить ситуацию. А вот все “меры” лучше принимать дома, после тщательного совместного обсуждения с сыном или дочерью.
• Приходя в школу, обязательно просите вести диалог на основании конкретных фактов, а не личных впечатлений учителей. Постарайтесь собрать разнообразную информацию о жизни ребенка и анализируйте ее сами.
• Попробуйте также понять не только особенности поведения вашего ребенка в классе (школе), но и общую атмосферу учебного заведения. Любые поступки детей обязательно связаны с социальным контекстом, в котором он развивается. Не торопитесь делать поспешные выводы, не поняв причины его поведения.
• Не принимайте учительскую правоту априори. Естественно, не нужно обсуждать с ребенком только негативные качества (поступки) учителей, попробуйте в каждом явлении находить ту крупицу полезного, которая обязательно присутствует в нем. Учите этому ребенка.
• Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания. По возможности просите классного руководителя сообщить повестку собрания и его продолжительность.
• На самом собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с вашим ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с учителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.
• Подумайте, чем вы могли бы помочь школе или конкретному учителю? Не всегда эта помощь должна выражаться в материальной поддержке. Возможно, вы располагаете важной информацией, может быть, у вас есть возможность трудоустроить школьников на лето. Вероятно, вы могли бы дать консультации по вопросам, связанным с вашей профессиональной деятельностью, а может быть, вы в состоянии помочь школе в тиражировании учебных материалов, обеспечении компьютерными программами?
• Ваше участие в жизни школы обязательно окажет благоприятное влияние не только на ребенка, но и на ту образовательную среду, в которой он находится.
• И последнее. Для того чтобы научить ребенка необходимым социальным навыкам, родители должны не только рассказывать о них взрослеющему человеку, но и демонстрировать их на практике.
Подумайте, пожалуйста, какими видятся ребенку ваши деловые и личностные отношения с учителями? Согласились бы вы, чтобы он строил взаимодействие с другими людьми, воспользовавшись именно вашей моделью? Если да – то вас можно только поздравить. Если нет – у вас еще есть время, чтобы что-то изменить.
Если вам нужна будет помощь детского логопеда-психолога в Алматы - обращайтесь!