Занятия, игры для ребенка 2-3 года
Предлагаю несколько занятий, которыми занималась со своим ребенком. Развивающие игры для детей возраста 2-3 года. Эти игры для детей 2-3 лет прекрасно развивают мелкую моторику рук, тактильное восприятие, восприятие величины, формы, тренирует знание и различие цветов.
Помимо этого игры хорошо развивают двигательную активность, координацию движений, воображение. Предлагаемые детские игры не требуют покупки специальных предметов, весело, полезно и интересно можно поиграть и с подручными материалами, предметами: мозаикой, мячом, старыми журналами. Возраст ребенка 2-3 года особенно важен для дальнейшего развития малыша. Не упустите время!
Прищепки
1. Прикрепить прищепки к картонному кругу, чтобы получился "цветок" или "солнце". Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить их обратно к ежику.
2. Если прищепок много, они разного цвета, то можно придумывать множество поделок с ними.
Развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию. Подходит для детишек 2-3-х лет.
Старые газеты и журналы
1. Предложите отрывать, комкать газету и бросать "снежки" в коробку. Развивает координацию движений, общую и мелкую моторику.
2. Из цветных журналов и газет вырежьте рисунки и составьте коллаж. Развивает мелкую моторику.
3. Попросите ребенка вычеркивать в тексте заданную букву. например, зачеркнуть все буквы "О" в одном-двух абзацах текста.
Занятия подходят для детей от 2-х лет.
Крупы и другие наполнители
1. Возьмите 10-15 маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом или другой крупой. Должно получится по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Вместо мешочков можно использовать детские носочки самого маленького размера.
В качестве наполнителя используйте также вату, скомканную бумагу, спички, крахмал и другие материалы.
Развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
2. Наполните коробку из под обуви, или кастрюлю или небольшой таз фасолью, горохом, гречкой или рисом, спрячьте на дно коробки ракушки, мелкие игрушки или конфеты. Предложите ребенку помешать крупу, достать игрушки и снова спрятать. Очень хорошо если малыш будет действовать не одной, а сразу двумя руками.
3. А можно по-другому. Покрыть тонким слоем пластилина лист картона или дно крышки от банки. Предложите выложить рисунок из зернышек - орнаменты, буквы, цифры, геометрические фигуры или любые другие фигуры. Зерна легко вдавливаются в пластилин получается очень красиво. И конечно обязательно помогайте своему ребенку.
Это занятие развивает воображение и мелкую моторику
"Найди куклу!"
Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:
Кукла Ляля убежала.
Ах, куда она пропала?
Петя, Петя (имя ребенка), поищи,
С нашей Лялей попляши!
Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
"Какой игрушки не хватает?"
Перед ребенком раскладывается 5-6 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или 2 игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает.
В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек, усложняя (раскладывать бОльшее количество игрушек, убирать 2.
Развиваем восприятие величины, формы
"Мячи"
Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).
"Курочка и цыплята"
Игры с мозайкой. Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.
Возьмите 6 элементов желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов.
Начинаем с чтения потешки:
- Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: "Курочка у нас будет белого цвета", демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: "Желтого цвета будут цыплятки".
В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это - курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой - курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех "цыплят" желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят.
Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.
"Елочки и грибочки"
Игры с мозайкой. Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.
В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету.
Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета,
10 - красного, по 5 штук белого, желтого и синего.
Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели "елочку". Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными. Взрослый размещает на панели елочку - грибочек - елочку - грибочек, при этом читает: "Елочки нарядные встали все в рядок, и за каждой елочкой - красненький грибок!"
Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: "Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?" некоторые дети размещают 2-3 пары правильно, а затем начинают ошибаться.
Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый диктует последовательность элементов: "Елочка, грибочек, елочка, грибочек…" Постепенно ребенок должен выполнять задание самостоятельно.
"Гуси с гусятами"
Игры с мозайкой. Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.
Задача усложняется: нужно выбрать три цвета из пяти предложенных.
Взять 10 элементов желтого,
10 белого, по 5 синего, красного, зеленого.
Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз - получилась речка. Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним - желтый: "Гусь пошел и гусенка повел".
После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели.
Во время выполнения взрослый читает стихотворение про гусей, например:
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: "Га-га-га!" (Н. Клокова)
Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов. Таким образом, можно самим придумывать сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания. Фантазируйте!
Развиваем двигательную активность, координацию.
"Мы ногами топ-топ-топ!"
Дети поют вместе со взрослым и повторяют за ним движения:
Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате, высоко поднимаем ноги)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(идем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(стоя на месте, топаем)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(и хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!
(А. Ануфриева)
"Вот сидит наш пес Барбос"
Взрослый сиди на стуле, в руках у него игрушечная собачка, она "спит".
Взрослый говорит:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
(ребенок подходит к собачке)
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу догоняй!
(Е. Тихеева)
Взрослый с собачкой бежит за ребенком, говорит "Гав, гав!", ловит его. В игре могут принимать участие несколько детей.
Подобные игры можно придумать и самим, подбирая стишки и придумывая движения. У нас, например, любимая игры была "Паровоз", мы "ездили" по комнатам, напевая песенку. Полезно изображать разных животных: зайчика, лягушку, лисичку, птичку; как они двигаются, "говорят". Для детей постарше можно попробовать изобразить паровоз, самолет, какие-либо неодушевленные предметы.
"Мой Мизинчик"
Напоминаю, что взрослый говорит слова и показывает, малыш повторяет, потом ребенок сам, без помощи, рассказывает и показывает.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре-пять!
(М. Кальцова)
"Пальчик о пальчик"
Пальчик о пальчик тук да тук!
(ладошки сложены вместе, пальчики стучат,
(указательный по указательному)
Хлопай, хлопай, хлопай!
(хлопки в ладоши)
Ножками топай, топай!
(топаем 2 раза)
Спрятались, спрятались
(закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук!..
(повторяем)