Адаптация ребенка к детскому саду, ясли

Ваш ребенок скоро пойдет в ясли или детский садик? Как подготовить ребенка к детскому садику или ясли? Ведь этот период будет самый сложный, ребенок из знакомого замкнутого семейного мира переходит в мир широких социальных контактов. И от того, как будет легко или сложно, долго или быстро проходить процесс адаптации к детскому садику, ясли зависит психическое и физическое здоровье малыша. Как помочь малышу быстрее адаптироваться к новым условиям, к новому образу, распорядку жизни? Советы детского психолога. Рекомендации родителям. Ребенок не хочет в садик. Что делать?

Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или, наоборот, раздражённо отказывается от него, сторонится сверстников. Разлука с отцом и матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

Ребёнок бурно выражающий свой протест против против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, возможно неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, нежели малыш впадающий в оцепенение, безразличный ко всему – к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. депрессии, в период адаптации малыша к детскому саду.

Установлен ряд факторов, по которым можно определить, насколько успешно ребёнок справится с предстоящими изменениями в образе жизни. Прежде всего, большое значение имеют состояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, по возрасту развитый малыш лучше адаптируется к яслям. Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. Можно предполагать, что ребёнок легче привыкает к условиям детских яслей в возрасте 9 – 10 месяцев и после полутора лет, в интервале же между этими сроками разлука с матерью переносится особенно болезненно.

Немаловажную роль в привыкании ребёнка к яслям играют и особенности его врождённого темперамента. Это общий уровень активности ребёнка, от которого зависит, как он будет вести себя в новой среде – активно исследовать её или пассивно принимать её воздействие. Но вне зависимости от особенностей темперамента, внимательные, терпеливые родители и воспитатели могут во многом скорректировать сложности вхождения ребёнка в новую обстановку.

Чтобы избежать неприятностей с преодолением адаптационного периода, ребёнка нужно готовить к яслям задолго до поступления в них. Все воспитание должно быть таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно.

Как бы хорошо ни был подготовлен ребёнок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относится к малышу.

 

Как подготовить ребенка к садику? Советы психолога

 

  • Хорошо если вы заранее познакомитесь с будущим воспитателем, поговорите с ним о своём малыше, а позже – сами побываете с ребёнком в группе, на детской площадке. И не раз! Тогда ребёнок будет меньше пугаться непривычной обстановки.

  • Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течении первой недели это не более 3 часов в день. Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в ясли любимую игрушку. Если ребёнок болезненно реагирует на расставание с вами , то, если это возможно, побудьте первые дни и часы в группе вместе с ним. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитательнице погулять с детьми, покормить их. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребёнка, что скоро вернётесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от вашего постоянного присутствия.

  • Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приёмы ухода за ним, даже если они противоречат установкам воспитателя: убедите его покачать вашего малыша перед сном, дать пустышку, если ребёнок к этому привык. Требование дисциплины не должно исключать индивидуального подхода к каждому ребёнку. Воспитатель на первых порах ни в коем случае не должен насильно заставлять детей делать что – то не так, как они привыкли, поскольку страх, возникающий в такой ситуации, значительно осложнит привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро нуждаются в защищенности, эмоциональном комфорте.

  • В первые дни поступления ребёнка в ясли не следует проводить неприятных для него процедур: стрижка волос, ногтей и др. подождите, пока он придёт в уравновешенное состояние.

  • Особое внимание – здоровью малыша. Как правило, дети, впервые поступающие в ясли, на 5 – 7 день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому желательно чтобы с 4-го по 10-й день родители оставляли ребёнка дома. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребёнка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период чересчур перегружен впечатлениями, нужно щадить его нервную систему.

     

Определение готовности вашего ребёнка к посещению детского учреждения

 

  • Какой тип общения со взрослыми предпочитает ваш ребёнок? Умеет ли он устанавливать с вами предметное взаимодействие, инициативен ли в общении, ищет ли вашей помощи и поощрения своим успехам?
  • Умеет ли ребёнок самостоятельно и разнообразно играть? Развита ли у него любознательность? Как долго и насколько увлеченно он играет?
  • Стремится ли ребёнок к самостоятельности? Владеет ли он необходимыми для его возраста навыками самообслуживания, старается ли сам одеваться, есть, умываться? Умеет ли он убирать на место игрушки, книжки?
  • Как малыш относится к посторонним взрослым? Пугается ли их, плачет или с удовольствием вступает с ними в контакт?
  • Проявляет ли ваш ребёнок интерес к другим детям и в какой форме этот интерес выражается? Умеет ли малыш играть рядом или вместе с ними, делится ли игрушками?

Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть, стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он психологически готов к поступлению в ясли.

Если нужна будет помощь или консультация - обращайтесь! Детский психолог, логопеды Алматы.

Центр коррекции и развития "Логос+"

В нашем Центре есть логопед и с казахским языком обучения.

Адрес: г. Алматы, ул. Розыбакиева, дом 57, угол ул. Толе-би

Тел. раб.: 374-47-21, Моб. тел.: +7 777 643 16 61