Артикуляционная гимнастика
Формирование и развитие речи – процесс сложный и постепенный. Хороший словарный запас, четкая и ясная речь, правильное употребление грамматических форм слов и умение строить предложения иногда может сопровождаться нарушениями звукопроизношения, когда ребенок неправильно произносит один или несколько звуков. Чаще всего со временем этот небольшой дефект исчезает сам по себе. Однако можно и ускорить этот процесс, помочь вашему ребенку в «овладении» проблемными звуками. А начать нужно с определения причины этого нарушения.
Одной из причин искаженного звукопроизношения может быть неправильная речь, которую малыш слышит от окружающих его детей и взрослых. Поэтому, чтобы речь ребенка развивалась правильно, общаясь с ним, необходимо следить за своей речью: не торопиться, четко произносить все звуки и слова, читая книги, не забывать о выразительности, не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов, избегать «детской речи». Старайтесь не только сами говорить правильно, но и используйте записи сказок и детских произведений, которые звучат в профессиональном исполнении.
Другая распространенная причина возникновения дефектов речи – слабость мышц органов артикуляции (губ и языка) и нескоординированность их движений. Выявить эту причину поможет «Сказка о веселом Язычке». Расскажите ее ребенку и понаблюдайте, как он будет выполнять задания. Перед началом чтения поставьте перед малышом зеркало – это может ребенку правильно сделать упражнения, о которых пойдет речь в этой логопедической сказке.
Сказка о Веселом Язычке
(артикуляционная гимнастика)
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л.
Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка?
Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо.
Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
Па-пя-па.
Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом.
(Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные)
Бо-по-бо.
Ту-ду-ду.
Почка-бочка.
Год-кот.
Дочка-точка-дочка.
(Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные)
Со-шо-со.
Ща-ча-ща.
Мишка-миска.
Крыса-крыша-крыса.
(Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные)
Ра-ла.
Лу-ру-лу.
Рожки-ложки.
Лак-рак-лак.
(Проверяется способность различать звуки р и л)
Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.
Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.